?

Log in

No account? Create an account

[icon] ...чардаш - лишь Асадзи! - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:, , , , , ,
Security:
Subject:...чардаш - лишь Асадзи!
Time:07:26 pm
Наконец дошли руки до обещанного поста о танцевальных завершениях ТакаЛизки.
Итак, для тех, кто не в теме: любая Такарадзучная постановка в обязательном порядке сопровождается танцами. Если это их собственное произведение, которое, как "Эфемерная любовь" или "Сусаноо", как правило, одноактное, то тогда мы имеем дело с полноценным ревю, занимающим весь второй акт. У такого ревю всегда есть собственное название (например, "Лаки Стар", "Миракэт" или "Хемингуэй") и заглавный общий танец, соотносимый с этим названием (а иногда смысл названия проходит сквозной темой сквозь все ревю, как в "Белых людях в Полинезии" Асадзи Саки). Музыка в таких ревю бывает самая разная и не имеет никакого отношения к только что показанному мюзиклу.
Если же в Такарадзуке ставится адаптация европейского мюзикла, который традиционно состоит из двух актов, либо особо продвинутая собственная поделка ("Вампирроза", "Дал Лэйк", "Яванский танцор"), то речь идет уже о так. наз. афтершоу - нескольких танцах, в той или иной мере связанных со спектаклем. Часто при этом используются обработки музыкальных тем из спектакля - хотя опять же чаще это совершенно левая музыка.

Состав номеров в афтершоу может меняться - какие-то объединяться, какие-то дублироваться или даже совсем отсутствовать. Однако именно афтершоу к Элизабет является своего рода химически чистой формой этого жанра, где мы в незамутеннном виде можем отнаблюдать основные пять его компонентов:
1) Выход "следующей" (иногда "третьей"), поющей основную тему топ-звезды из данной постановки - в данном случае Рондо.
2) Танец дебютанток в линию - самый неотменяемый компонент афтершоу. Это не обязательно собственно дебют, т.е. первое появление молодых актрис на сцене после окончания музыкальной школы - весь свой первый год в театре они в основном танцуют в линию, и лишь потом получают распределение в конкретную труппу и первые маленькие роли.
3) Мусумэяку балет - танец всех женских актрис труппы, в котором также участвует топ-звезда.
4) Отокояку балет - соотв. танец всех мужских актрис труппы. Иногда эти два танца могут совмещаться воедино, но в случае Лизки, как я уже говорила, мы имеем дело с химически чистой формой афтершоу.
5) Парный танец топ-звезды и топ-мусумэяку (тоже неотменяемый компонент; иногда дублируется парным танцем одной из сильных "следующих" с хорошей мусумэякой).
Начиная с третьего компонента, выдвигается знаменитая Такарадзучная лестница, по которой потом будут спускаться на поклоны, и активно задействуется во всех танцах.
Кроме того, именно в афтершоу к Элизабет (за небольшими исключениями) звучат ТОЛЬКО музыкальные темы самого спектакля! Поэтому так сложилось, что именно оно имеет наиболее тесную связь с только что сыгранной постановкой.
Но у всех трупп, как я уже много раз говорила, степень этой связи разная. И наиболее сильная эта связь, равно как и наиболее каноничная постановка танцев - в версии с Асадзи Саки (труппа Звезда, 1996-97 гг, вторая по счету постановка). Именно она является идеалом, на который остальные могут только равняться либо спорить с ним. Это утверждение, которое не может быть оспорено даже теми, кто без ума от версии с Шизой.

10.11 КБ

Итак, разберем афтершоу этой версии по пунктам.
1) Выходит Минору Коу - Франц-Иосиф, уже в совершенно не императорском костюме, и поет Рондо.
2) Дебютантки работают танец в линию под Кич.
3) Мусумэяку балет - под тему "Я принадлежу себе". Асадзи танцует среди мусумэяк в белой рубашке и Смертячьем парике.
4) Отокояку балет - "Тени удлинняются". Перед уходом мусумэяки надевают на Асадзи поверх рубашки золотистый камзол. В танце очень четко выделена так наз. "первая линия" - три следующих актрисы в труппе после Асадзи (если "следующая" и "третья" - официально закрепленные ранги в труппе, то четкая "четвертая" выделена не всегда; но если труппа играла Лизку, и Рудольфов было не несколько, то без труда можно выделить и "четвертую"). Асадзи начинает танец и некоторое время ведет его, но где-то с середины скромно так сбегает переодеваться для парного танца ;)))
5) Парный танец. Тот Самый Чардаш. Тема "Последний танец" - и это действительно он и есть, исполнение обещания, некогда данного на свадьбе. В сотый раз вешаю одну и ту же ссылку - ибо описать это невозможнно, только увидеть своими глазами: http://www.youtube.com/watch?v=FQOkGwiZykw Два важных момента: 1) Смертячий парик и здесь никуда не девается; 2) перед танцем Асадзи поет две строчки припева "Последнего танца" - и это единственный раз за время афтершоу, когда она "включает" голос.
Раскладка по музыкальным темам лично мне кажется тут наиболее логичной из всех существующих: мусумэяку танцуют под главную "женскую" тему, отокояку - под "мужскую" (параллель Смертячьих отношений с Лизкой и с Рудольфом; дуэт "Когда я буду танцевать", напоминаю, на тот момент еще не написан), парный же танец - Последний Танец и есть.
Кроме того, очень важно, что не только на поклонах, но и все время танцев Асадзи на сцене остается Тода-самой - не сбрасывает образ ни на минуту, во всем продолжая вести себя, как Смертиха. В результате афтершоу превращается в своего рода развернутый эпилог - загробное пространство, где все души освобождаются от бремени существования и своих земных функций, и лишь Тода-сама - по-прежнему та, кто она есть. Мусумэяку балет в этой версии - это ликующий танец влюбленных душ вокруг своей повелительницы (которая, напоминаю, Хозяйка Иллюзий и влюбить в себя умеет, да и в целом не очень зла). Парный же танец - действительно предначертанный танец Тода-самы и Элизабет, а не каких-то Асадзи Саки и Шираки Айяки, тут двух мнений быть не может.
Уже сам факт такого мощного приращения смысла очень сильно поднимает эту версию ТакаЛизки над остальными в моих глазах, даже если бы у нее не было других эксклюзивных достоинств - а они есть, и прежде всего это невероятная сыгранность труппы.
Нет, все-таки что бы Асадзи ни делала на сцене, в итоге получается "сейчас я вам один раз покажу, как это надо по-настоящему". Создательница канонов и обновительница старых постановок.
Увы, показать один раз обычно недостаточно, а канон на то и дан, чтоб его опровергали. Поэтому затыкаю свой фонтан, исторгающий восторги в адрес Асадзи, и перехожу к остальным труппам. Чтобы не писать это по многу раз, сразу замечу, что наибольшие разночтения во всех афтершоу мы можем видеть в мусумэяку балете и парном танце. Остальные три выхода с самого начала устоялись в музыкальных темах, да и хореография в них почти не имеет отклонений.

1. Труппа Снег, 1996 год. Маки Иширо.
Иначе как "первый блин комом" я это афтершоу назвать не могу. Тут хореографы еще только нащупывали ту связь с Лизкой, которая будет характерна для всех последующих версий. Многое сделано в более привычном для Такарадзуки стиле - "доиграли, отбросили образы, пошли танцевать". И прежде всего, как ни грустно, это касается самой Маки Иширо. Именно она в афтершоу - демонстративно не-Смертиха, ибо на ВСЕ танцы выходит не только без Смертячьего парика, но и с красной помадой вместо фиолетовой (и с ней же выйдет на поклоны, вроде бы снова вернувшись в образ), и в обычных фрачных костюмах вместо камзола и высоких сапог.
Итак, по пунктам:
1) Все в норме - Рондо поет Таканэ Фубуки, которая Франц-Иосиф.
2) Тоже все в норме - обычный Кич в линию с няканьем, он устоялся самым первым.
3) Мусумэяку балет начинается с музыкальной фразы "Элизабет, открой мне двери". Однако далее звучит аранжировка "Последнего танца", причем ни разу не чардаш (он вообще принадлежит только Асадзи, никто другая его не танцует ;))) Иширо при этом поет приблизительно половину текста, зато ее танец... больше всего это хочется назвать "не танцует, а ходит".
4) Отокояку балет - "Тени", но еще окончательно не устоялась аранжировка - она более отрывистая, чем привычная, кроме того, количество музыкальных фраз до первого припева повторяет изначальное в дуэте - 6 строк Смерти и 3 строки ответа Рудольфа, т.е. 3 блока; впоследствии к отокояку балету добавится четвертый блок из трех строк, на которые не существует слов (да, музыкального образования у меня нет, поэтому как умею, так и описываю ритмический рисунок того, что слышу!) Где-то на первом ответе Рудольфа по времени звучания Иширо торжественно удаляется вверх по лестнице по диагонали - в правый верхний угол; те, мимо кого она проходит, преклоняют перед ней колено. Впоследствии любая Смертиха будет просто скромненько скипать в боковую кулису, а остальные отокояку - не прекращать танца.
5) На парный танец Ханафуса Мари выбегает из боковой кулисы - впоследствии опять же всех Лизок будут поднимать к Смертихе из люка посреди сцены. Далее начинается полное безобразие, ибо Иширо (!!!) начинает петь "Я принадлежу себе", и под это они будут типа двигаться - по Такарадзучным меркам танцем это назвать очень сложно. Некоторое время спустя Лизка, поняв, что здесь ее не оттанцуют, сбегает, Иширо же продолжает петь "Я принадлежу себе". Черт возьми, я все понимаю, но так просто нечестно!!! Как бы я ни любила Иширо, но такой профанации простить не могу даже ей!
Да, еще не могу не заметить, что Иширо - единственная из всех Смертих, которая выходит на поклоны в белом и с такими типа ангельскими крыльями за спиной. Впоследствии все Смертихи, опять же начиная с Асадзи, будут выходить в особо изысканном черном (или, по крайней мере, в темном - лиловом, синем) и с обычным Такарадзучным "хвостом кометы", а иногда еще и с черными крыльями в сочетании с ним.

В общем, после этой версии я со всей слепящей очевидностью поняла, почему версия с Асадзи воспоследовала всего лишь полгода спустя...

3. Труппа Космос, 1998-99 гг. Шизуки Асато.
Урок, преподанный Асадзи, был усвоен - но не до конца. Кто-то, кто ставил этот вариант, видимо, думал, что он умнее всех. Я его в этом поддерживать не склонна ;)))
Рондо поет Вао Йока, Кич - как обычно, отокояку балет полностью повторяет вариант Асадзи. Замечу лишь то, что здесь "первая линия" выделена оттенками костюмов из общей массы - костюм же Шизы, наоборот, стилистически приближен к прочим отокояку, она выделяется на их фоне - но как первая среди равных, а не как Иширо и Асадзи в их белом и золотом на фоне общей синей массы. В дальнейшем эта тенденция закрепится.
Мусумэяку балет музыкально полностью слизан с версии с Иширо - то же самое торжественное начало "Элизабет, открой мне двери", переходящее в ту же самую аранжировку Последнего танца. Шиза точно так же, как Иширо, поет половину текста - но, в отличие от той, выглядит уже по-Смертячьему, парик, сапоги - все на месте (причем не покидает ощущение, что высокие "австрийские" сапоги несколько мешают ей двигаться). Как бы то ни было, здесь она еще Тода-сама, пусть достаточно сдержанная, а не полновластная хозяйка отлетевших душ, как Асадзи. Тем обиднее то, что происходит в конце.
На парный танец Шиза вываливается БЕЗ ПАРИКА и в коричневом костюме "со стразами в горошек" (см. фото слева). Разом растеряв тем самым все свое запредельное величие!!!

25.20 КБ

И вот в таком виде она начинает петь строки из Рондо - а на заднем плане уже звучат фразы некоего джазового ритма. Далее ей выдают Лизку-Ханафусу - и начинается парный джазовый танец под музыку, ВООБЩЕ НЕ ИМЕЮЩУЮ ОТНОШЕНИЯ К ЛИЗКЕ - но зато в классическом Такарадзучном стиле парных танцев, например, к "Унесенным ветром" или "Розе Версаля". Иногда в этом джазовом ритме таки проскакивают музыкальные фразы из Рондо, но что они там делают, я, признаться, так и не въехала.
Кому другому я бы это простила - но не Шизе с ее ушами гениальностью. И не сразу после Асадзи. ТАК сыграть своего персонажа - и ТАК предать его в самом конце!!! А режиссеру (или хореографу, кто там это допустил) - десять лет расстрела через повешение.

4. Труппа Цветок, 2002-03 гг. Харуно Сумирэ.
А вот у Овчарки, несмотря на всю мою неприязнь к ней, афтершоу достаточно приятное. Не выносящее мозги, но и без зияющих провалов.
1) Рондо поет Сакихо Дзюри - Франц-Иосиф. В этом не было бы ничего примечательного - но Сакихо не "следующая" труппы, а переведенная в Сэнку из "подающих надежды" в 2000 году (отдельная печальная история, пересказывать которую здесь я не буду).
2) Кич - как обычно, но слегка отличается костюмами, розовые вместо красных.
3) Мусумэяку балет начинается... правильно, с "Элизабет помыла рожу, открой мне двери". Но далее следует аранжировка "Когда я буду танцевать", ибо раз эта мелодия появилась, нельзя ее не обыграть ;))) С одной стороны, в этом тоже есть логика - этот дуэт по смыслу лучше параллелится с "Тенями". А с другой... ну не вполне мусумэячная эта мелодия, слишком уж жесткая и отрывистая. Так что вместо трепетных душ, кружащихся вокруг Тода-самы, получился сольный танец Смертихи с кучей мусумэяк на подтанцовке. Да, в процессе танца Оса поет припев. Что до прикида, то после Шизы от сапог и парика в мусумэяку балете не отказывается уже ни одна из Смертих.
4) Фонограмма отокояку балета не отличается (и уже не будет впредь), а вот сам он построен несколько иначе: начинает его не Смертиха сольно, а пара Смертиха-Лукени - то есть пресловутые "весь вечер на манеже Оса и Аса". В принципе, ничего плохого в таком вот выделении Сэны Дзюн, которая тогда была у Овчарки "следующей", я не вижу, пусть (хотя опять же не могу не отметить, что в отечественной постановке именно этот вариант и скосплеили по понятным причинам ;))). Вот только непонятно, кто была тогда третьей в "первой линии" танца, в которой, как всегда, стояли трое...
Да, и еще это первый отокояку балет, на котором отказались от синего цвета прикидов - здесь они красные. Может, поэтому и основной прикид Осы видится мне красным...
5) На парный танец Оса выходит без парика. Но в данном случае - и хрен бы с ней. Слишком уж любит ее Смертиха демонстрировать, что она тут главная шишка (см. мусумэяку балет).

34.43 КБ

Парный танец - "Последний танец", вроде бы даже начинается аккордами чардаша, и Оса тоже поет припев - но продолжается совсем иначе, аранжировка ближе к тем, которые раньше ставили на мусумэяку балет. Красивый момент - "невстреча", когда Оса на лестнице проскальзывает мимо протянутой руки Отори Рей и только потом оборачивается. Но в целом - не исполнение обещания, как у Асадзи, а простая формальность. Последний так последний...
В общем - не хорошо и не плохо. Но то, что отокояку балет начинают Оса и Аса, а не Тода-сама и Лукени, слишком уж очевидно. Так что связь с постановкой - довольно условная, но есть. Именно этот вариант я назвала бы среднестатистическим.

5. Труппа Луна, 2005 г. Айяки Нао.
Это афтершоу я считаю вторым по силе после Асадзи и вторым же по связи со спектаклем, и сейчас вы поймете, почему.
1) Здесь Рондо поет Кирия Хирому - "третья" труппы. Все правильно, "следующая"-то Сэна Дзюн, а она еще из Лизки переодеться не успела. Но почему не Хацукадзе Мидори - Франц-Иосиф? Да, она тоже из Сэнки, но не помешало же это в предыдущей постановке Сакихо Дзюри!
2) Кич - типовой, костюмы - как в версии труппы Цветок.
3) Мусумэяку балет - все тот же разнесчастный "Последний танец" в типовой аранжировке. Редкий случай, когда к прекрасной находке так и не вернулись. Или для того, чтоб вокруг тебя так танцевали, надо быть Асадзи??? И здесь Айяки, как Иширо и Шиза, тоже поет приблизительно половину текста.
4) Отокояку балет - абсолютно типовой. Костюмы снова синие, только у самой Айяки - лиловый, но все же "ближе к народу", чем Асадзи и Иширо (см. фото).

57.26 КБ

5) И вот тут-то и начинается самое интересное!
Айяки - вторая, кто выходит на парный танец в Смертячьем парике, и это невзирая на то, что в остальном на ней не слишком-то Смертячий белый фрачный костюм. Но парик делает весь образ - на танец все-таки вышла Тода-сама. А дальше... снова смотрите сами: http://www.youtube.com/watch?v=HWoLIjZe6aY&feature=related Снова избитый-преизбитый ролик - но это надо видеть глазами!
Вы поняли, что случилось?
Это - последнее шоу Айяки. После Лизки она ушла в отставку, пробыв топ-звездой всего 15 месяцев.
Сначала Айяки прощается с первой линией - с каждой из них по отдельности. А затем ей выдают из люка... не Лизку - ту, кого поставят ей на смену. И звучит "Когда я буду танцевать", в той же самой аранжировке, что мусумэяку балет Осы - но здесь она не в пример уместнее. Снова, даже за гранью, на том свете - меряние длиной хвостов. Обратите внимание, танец намеренно поставлен под двух отокояку, а не под отокояку и мусумэяку - есть момент, когда они прямо-таки зеркалят движения друг друга! И снова, как и в дуэте - тактический выигрыш Лизки и стратегический - Тода-самы. Что бы как бы ни было, но меня ЗАПОМНЯТ Смертихой! Я УЖЕ ЕЮ ЯВЛЯЮСЬ! Сцена из спектакля, нечувствительно ворвавшаяся в жизнь...
В этом году жизнь рассудила их - уже сейчас ясно, что Тода-сама Сэны по силе не дотянула до Айяки. А у нее, ушедшей так обидно рано, до сих пор масса поклонников по всему миру.

6. Труппа Снег, 2007 год. Мидзу Нацуки.
Вот что умеет делать Мидзу - так это делать красиво.
1) Начало типовое - Рондо поет Аябуки Мао, которая Франц-Иосиф и "следующая".
2) Кич - типовой, причем вернулись к красным костюмам 90-х годов.
3) Мусумэяку балет - абсолютно такой же, как у Харуно Сумирэ, "Когда я буду танцевать". На него Мидзу выходит в белой верхней шмотке в пол (на фото сверху слева), а перед отокояку балетом эту шмоть с нее снимают, и она оказывается во всем черном (на фото внизу). Вторая после Асадзи смена костюма прямо на сцене.

301.52 КБ

4) Отокояку балет - типовой. У труппы шмотки зеленые с черным, так что Мидзу в своем черном тоже скорее "первая среди равных", яркого контраста нет. (Опять же не могу не отметить, что если хореографию в отечественной постановке содрали у Осы и Асы, то прикиды скосплеили именно отсюда, ибо они едва ли не самые эффектные ;)))
5) А вот на парный танец и Мидзу, и Шираханэ Юри выходят в зеленом бархате. Что до парика, тот тут непонятки - в видеоверсии, равно как и на некоторых фото, он отсутствует, а вот на других фото, в частности, на том, которое я выкладывала в подборке про костюмы - присутствует!

61.58 КБ

39.40 КБ

Впрочем, уж кто-кто, а Мидзу в силу своего эстетства старается держать образ даже без парика, так что ладно.
Парный танец у них - тоже "Последний танец". Но в отличие от Осы, Мидзу честно пытается исполнить данное в спектакле обещание. И... уж никак не ее вина, что она не Асадзи, и в ней нет внутреннего неистовства, чтобы подняться на чардаш. Только изощренность. Поэтому аранжировка у них совершенно третья - это танго (да-да, то самое, которое танцует Элизабет в отечественной версии. Если вас интересует, откуда оно взялось, то вот отсюда ;)))))))
Что ж, каждый танцует со Смертью то, что может и на что у него хватит драйва. Поэтому за парный танец и за афтершоу в целом - третье место после Асадзи и Айяки. По крайней мере, глаз радует.

Вместо подведения итогов.
Таким образом, по степени привязки к самому спектаклю из танцевальных в список Смертячьих прикидов можно добавить:
1) у Иширо - ни одного;
2) у Асадзи - все два с половиной, ибо золотой камзол все-таки только часть прикида ;)));
3) у Шизы - лиловый из мусумэяку балета, в частности, за перчатки;
4) у Осы - красный из мусумэяку балета;
5) у Айяки - оба, включая даже белый фрачный;
6) у Мидзу - все три.

Следующая статья теперь будет я-сама-не-знаю-когда. Дайте крышу на место приколотить...
comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


lliothar
Link:(Link)
Time:2009-07-21 07:55 pm (UTC)
*хихикает* Гвоздиков одолжить? :) Моя все равно не приколачивается, вдруг тебе пригодятся? :)))

Кошк, тебе памятник пора ставить... Рукотворный!
(Reply) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2009-07-21 08:03 pm (UTC)
Чего только не сделаешь, чтобы отвлечься от плачевной окружающей действительности... Тем более, что именно этот пост у меня вызревал почти год.
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Link:(Link)
Time:2009-07-21 08:03 pm (UTC)
Смысла моему любимому номеру с Айяки и Сэной Дзюн добавилось... Или моего понимания такового :)))
Повторяться не боюсь -- отличный и интересный анализ :)
(Reply) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2009-07-21 08:09 pm (UTC)
Ну, тебе-то я всю подноготную про танец Айяки и Сэны должна была рассказать уже давно ;)))
Кстати, в следующую Ночь будем смотреть эту версию целиком!
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Link:(Link)
Time:2009-07-21 08:13 pm (UTC)
Ключевое слово -- "давно", у меня бэкграунд, чтобы воспринимать все тонкости нарос только в этом году :)))
Завидую по самы ушшшки :)
(Reply) (Parent) (Thread)


fire_state_mk
Link:(Link)
Time:2009-07-22 07:35 am (UTC)
черт, вот так почитаешь про Аяки.. чуть не прослезился.. танец - японцы сильны в символизме.. круто..
Аяки для меня лично - лучший Тод.. эх.. почему она не Том, была бы до сих пор в такаразуке.. т_т
хотя, наверно это уже бала б не Саеко...
(Reply) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2009-07-23 11:41 am (UTC)
Вот потому, что она не Том, она и не в Такарадзуке больше. Она все-таки женщина, и ей и помимо Такарадзуки есть куда пойти. Пару лишних лет поиграть яркие роли - да, насовсем остаться - упаси Господь!
(Reply) (Parent) (Thread)


yokamari
Link:(Link)
Time:2009-08-15 08:09 am (UTC)
Мизу еще пела Saigo no Dance на ТСА 2007 в костюме, но без парика... Может фото как раз оттуда?
(Reply) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2009-08-15 09:44 am (UTC)
Меня куда больше волнует, откуда фото в парике. Потому что если в официальном видео без парика, но в принципе могло быть и в парике - что ж они отсняли вариант БЕЗ парика? Официальная-то запись - по сути, эталон спектакля!
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] ...чардаш - лишь Асадзи! - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.