?

Log in

No account? Create an account

[icon] Немножко ассоциативных рядов - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:,
Security:
Subject:Немножко ассоциативных рядов
Time:12:40 am
Вообще-то эту телегу я выкладывала год назад на http://www.musicals.ru/board/showthread.php?t=310 Но поскольку явно не все мои читатели посещали данный ресурс, решила перепостить ее здесь, минимально подредактировав. Ибо она достаточно важна для понимания моего отношения к данному мюзиклу.

В самых разных местах народ много рассуждает о том, что было с Лизкой после того, как ее поцеловал Смерть (осообенно в официальной австрийской версии)... Но для меня здесь особых толкований быть не может. Я слишком хорошо знаю, что душа, которая после расставания с телом оказалась во власти Повелителя Хаоса, имеет лишь два пути: присоединиться к числу его присных или пойти этим присным на корм.
Вопрос - какими свойствами должна обладать женщина, чтобы сей товарищ после одержания победы тут же не потерял к ней интерес? - передо мной стоял достаточно давно, но ответ я получила лишь зимой 2007: Теми свойствами, каких недостает ему самому, но которые очень нужны ему для успешной деятельности. Иными словами - стать его дополнением.
Способна ли Лизка стать таким дополнением? А вот на этот вопрос ответа у меня нет. Во всяком случае, когда она рухнула с дуба брякнулась с каната, что-то такое Смерть в ней разглядел - а дальше, в течение своей многотрудной жизни, она то ли не смогла развить это, то ли имела и утратила... В первом случае еще не все потеряно. А вот во втором...
Так или иначе, при сравнении австрийской и венгерской версий бросается в глаза, что у венгров (и у Такарадзуки; как ни странно, между этими постановками больше общего, чем между любой из них и немецкими) Лизка после поцелуя еще вполне себе допевает последние слова дуэта и удаляется со Смертем в его покои своими ногами. У австрийцев же поцеловал - и все... тело, передаваемое слугам.
То, что в венгерском варианте Халал таки употребил Лизку по назначению, у меня не вызывает ни малейших сомнений - с каким торжеством он размахивает ее рубашкой! А вот в австрийском - вряд ли. Но что тогда?
Кажется, дело вот в чем: Смерть может заполучить человека, только если тот сам готов ему отдаться. Рудольф был готов с самого начала, там было такое трогательное приятие - а Лизка сопротивлялась. Когда же перестала сопротивляться, стало уже слишком поздно - ТАКАЯ она Смертю уже была не слишком-то нужна. Но все-таки факт призыва имел место - и результат не замедлил.
Что такое смерть Элизабет? Прежде всего - смерть без покаяния (я не церковный обряд имею в виду, а то, что человек так до конца и не понял, что умирает, и не успел хотя бы задуматься о жизни перед лицом того, что сейчас произойдет). То есть Лизка была поставлена в ситуацию, когда ей НЕ ДАЛИ ПЕРЕИГРАТЬ РАЗ ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ.
Халал совершенно явно сам подстраивает эту ситуацию, вкладывая заточку в руки Лукени. Значит, ему Лизка все-таки была нужна, а слова "Уходи!" были не более чем дымовой завесой или реакцией на сиюминутное поведение. То есть в венгерском варианте Лизка потенциал не развила, и Халал не теряет надежды все-таки его доразвить - спешить ему некуда, у него вечность впереди, главное - заполучить, а не отдать... конкуренту.
Австрийцы же явно показывают, что потенциал Лизка имела, но профакала. "Уходи!" Дер Тода - это окончательный приговор. Могла стать дополнением, а теперь ни на что не годишься. Но тем не менее это не повод упускать душу, давшую формальное согласие.
Итак, поцелуй - не момент кончины (аллегория сбрасывания платья слишком однозначна). Поцелуй - это ЛИШЕНИЕ СУЩНОСТИ. Победа одержана, и Элизабет как личность больше не нужна. Слуги могут ее сожрать, могут сделать такой, как они (лично мне почему-то более правдоподобным кажется последнее) - так ли важно?
Важно - "Я ее ЛЮБИЛ". Не "ЛЮБЛЮ".
Во всяком случае, ни сидеть вышивать в уголочке, ни носиться по воздуху и беседовать с тенью Генриха Гейне ей реально не светит. А что светит... об этом дорогие читатели узнают в свой срок, когда я допишу "Водосбора и камелию" ;))))

Примечание год спустя: теперь мне кажется, что дер Тод совершенно четко, как в сказке, трижды испытывал Лизку. Если она трижды отречется от него - ему ее не взять. Первый раз - сцена в спальне: Лизка его посылает. Второй раз - болезнь: Лизка его посылает. Третий раз - смерть Рудольфа - и вот тут-то Лизка и ломается!
Именно поэтому очень люблю в сцене в мавзолее Асадзи Саки: по ее игре очень ясно видно, что ЛЮБЫЕ слова, произносимые Смертью в этот момент, всего лишь призваны скрыть ее выигрыш и радость от этого выигрыша. "Ты не нужна мне слабая" или "Я не выход" - какая, в сущности, разница?

И еще отмечу, что Эссен-Штутгартская версия совмешает обе вышеизложенные трактовки: в финале совершенно ясно, что Лизку дер Тод будет не любить, а использовать более изощренным способом - но сделает это САМ, без помощи свиты. Честное слово, в этом варианте ее едва ли не жальче всего...
comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry

(Deleted comment)

lliothar
Link:(Link)
Time:2008-10-25 08:54 am (UTC)
> А вообще странная фраза духов в прологе "Даже здесь она отделена от нас".

Ну, вот это, в принципе, как раз и может означать, что ее приняли в команду Гончих...
(Reply) (Parent) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2008-10-25 10:32 am (UTC)
Если в команду Гончих - считай, еще повезло. Те получают энергию только от хозяина и обладают свободой воли.
Но скорее - во что-то типа "черного цветка" после смерти... А потом выпустили кем-то вроде Блоковской Незнакомки, чтобы приводила к хозяину новые жертвы.
(Reply) (Parent) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2008-10-25 10:29 am (UTC)
Такая трактовка - Смерть как метафора - была изначально, в самой первой Вене с Крегером. Но чем дальше в лес, тем больше Смерть становился отдельной сущностью, пока в двухтысячные окончательно не обрел плоть. Достаточно сравнить Мештера (1996) и Собу (2004), или "старших Смертих" (Иширо, Асадзи, Шиза) и "младших" (Харуно, Айяки, Мидзу).

А "на корм" скорее в энергетическом плане, что ли... Обратиться для них в источник подпитки, попасть в некое рабство... Важно, что свободы воли у нее больше нет и не будет.
(Reply) (Parent) (Thread)


jorian
Link:(Link)
Time:2008-10-25 11:20 pm (UTC)
"дер Тод совершенно четко, как в сказке, трижды испытывал Лизку. Если она трижды отречется от него - ему ее не взять"
Ой, не факт... Во-имхах, все обстоит сравнительно наоборот: человеку некуда деваться от Смерти в любом случае, так что сломается она там или не сломается, а вечно жить всяко не будет. Как раз наоборот, если бы она не сломалась на трех испытаниях, она представляла бы для Смерти некую ценность - а сломанная игрушка ему не интересна. Я вот так понял. А слово "любовь" тут заведомо неточно описывает расклад.
(Reply) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2008-10-25 11:32 pm (UTC)
Сломанная не интересна, да. В Австрии - именно так.
Но вообще я уже говорила, что с самого начала, с самой первой просмотренной версии, увидела в этом деятеле не столько Смерть как абстракцию, сколько своего Повелителя Хаоса и Соблазна. И воспринимать его вне этого контекста после более чем 10 лет описания сволочи Элори мне крайне сложно ;)))
А слово "любовь" неточно описыват расклад уже по факту того, что это влечение демона к человеку. Демон не любит - он желает обладать. Читайте Клайва Льюиса, там все написано ;))))))
(Reply) (Parent) (Thread)


jorian
Link:(Link)
Time:2008-10-26 08:15 am (UTC)
Блин, впервые слышу, чтоб Льюис что-то умное написал. Но да, описано достаточно точно.
(Reply) (Parent) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2008-10-26 10:27 am (UTC)
Это из "Писем Баламута". И еще люблю формулировку из "Расторжения брака" про ад, в котором не жарко, а пыльно.
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] Немножко ассоциативных рядов - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.