?

Log in

No account? Create an account

[icon] Роза на память... - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:, ,
Security:
Subject:Роза на память...
Time:05:18 am
Полная версия Розы Версаля 1976 года - чрезвычайно поучительное зрелище. Куда более поучительное, чем любая песня про мальчика Бобби ;)))
Если меня попросят охарактеризовать эту постановку одной фразой, она будет такова: ПОЕДИНОК ПОСЛЕДНЕЙ ПРИМАДОННЫ ТАКАРАДЗУКИ С ЕЕ ПЕРВОЙ ТОП-ЗВЕЗДОЙ.
Ибо не только в Розе-1974 (подробнее о ней я расскажу когда-нибудь потом), но даже в обеих Розах 1975 г еще рано говорить об окончательно оформленном статусе топ-звезды. Для того, чтобы закрепить этот статус на общеупотребительном уровне, была нужна личность столь невдолбической силы и (что немаловажно) столь же невдолбической наглости, как Отори Ран.
Хацукадзе Дзюн же - тем более никакая не топ-мусумэяка ни при Отори Ран, ни тем более при Харуне Юри. Она именно примадонна. Именно этим словом ее называют в передаче про то, как ставилась Роза-76. Она ни на одну секунду не приложение к своей отокояку - это любая ее отокояку не более чем приложение к ней, причем поставленное в крайне невыигрышную позицию, ибо не имеет права пускать в ход свое женское кокетство. Она истинная королева, капризная в начале и величественная в конце. Из топ-мусумэяк современной формации до такого королевского достоинства удавалось подняться разве что Хошине Юри - и то лишь подняться, а не сравняться полностью.
Но Отори Ран...
Вот, положа руку на сердце - в ней нет НИ-ЧЕ-ГО, работающего на образ Ферсена! Чудовищные костюмы, неудачные как сами по себе, так и в плане выявления всех изгибов ее фигуры; кошмарный парик, грим, лишь подчеркивающий не только природную женственность, но еще и паспортный возраст; низкий центр тяжести фигуры, зрительно убавляющий рост, и вдобавок не лучшая осанка... Прибавим к этому то, что Хацукадзе Дзюн элементарно крупнее ее за счет опять же не только платьев-причесок, но и немалой полноты. В результате того самого идеала мужчины в глазах женщины на сцене и близко нет.
А что же тогда есть?
Есть еще одна чрезвычайно харизматичная женщина, способная на равных потягаться с Хацукадзе Дзюн. Женщина, буквально излучающая в зал эту харизму, как радиатор тепло.
И делающая своего персонажа на одной вот этой харизме. Настолько фантастически, что мы каждую минуту одновременно любуемся шикарной женщиной и плевать хотели на то, что это женщина до мозга костей. Такое ощущение, что она заключила пари - уж не знаю, с Кобаяси Кухеем или непосредственно с мирозданием ;))), - что сыграет своего Ферсена в каком попало виде, и это все равно будет Ферсен. В общем, Станиславский обкончался бы от восторга.
Заданный ею эталон - Ферсен должен быть единственной в своем роде личностью, до которой с земли рукою не достать. Гением благородства, как Несси, титаном Возрождения, как Оура, на худой конец, идеальным внешним совершенством, как Вао Йока - но выдавать избранный способ превосходства с такой мощью, чтобы все вопросы у зрителя отпадали при одном его появлении.
Ватару же отнюдь не внушает превосходства одним своим видом - одного роста в 175 см для этого недостаточно ;))) Об Овчарке и говорить нечего. Асадзи и Кодзятина не роняют уровень, однако способы превосходства их обеих - не те, что бросаются в глаза с первой секунды, они проникают в сердце, минуя беглый взгляд.
Сейчас в Такарадзуке таких личностей нет даже среди отокояку. Поэтому упаси ее все японские ками от постановки красной Розы в ближайшие несколько лет - это будет еще одна профанация, точно такая же, как в 2006 г.
Возвращаясь же к 1976 году... Хацукадзе Дзюн смогла уйти не проигравшей. Но именно что уйти. Ей четко дали понять, что время таких, как она, прошло, и наступила новая эра. Отокояку стали главнее только потому, что они отокояку.
Ирония судьбы: именно постановка, в которой все крутится вокруг двух женщин, "двух роз" - Оскар и Антуанетты, - послужила толчком к выработке безусловного доминирования мужских ролей... Если кумитё труппы могла в равной мере стать как отокояку, так и мусумэяка, то с появлением статуса топ-звезд "лицо труппы" бесповоротно стало мужским.
А далее покатилось по нисходящей. В 80-е годы мусумэяки еще были дивами, в 90-е время от времени еще попадались личности в диапазоне от Ханафуслика до Хошины и Отори Рей, в двухтысячные же они окончательно стали не более чем няками. Последней, кто чего-то стоила сама по себе, была Шираханэ Юри, и после ее ухода полностью возобладал принцип "зачем нам вообще эти мусумэяки?"

В общем, я лишний раз убедилась в том, в чем уверена уже два года: введение топ-звездности, ставшее спасением для Такарадзуки во времена ее кризиса и давшее мощный творческий взлет на рубеже 80-90-х гг, в настоящий момент является непреодолимым тормозом к ее развитию.
Продолжение данной темы последует, когда у меня снова найдется одновременно немного времени и немного сил ;)))
comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


daddycat
Link:(Link)
Time:2010-12-26 02:44 am (UTC)
Так как это описание не твоей собственной фотосессии/выступления, то смею надеяться, зрелище все же не превосходит описание -- даже столь четкое и эффектное :)))
Наблюдения преинтересные и много раскрывающие в "смутном времени", предшествующему явлению легендарных персоналий. А основная мысль, которая возникает по прочтении -- если предыдущий кризис разрешился сменой формата ведущего представительства труппы с примадонны на топ-звезду, то не завершится ли данный кризис подобной же сменой формата? То есть созданию нового статуса с иным наполнением взамен топ-звезды...
(Reply) (Thread)


jorian
Link:(Link)
Time:2010-12-26 07:17 am (UTC)
Это было бы хорошим вариантом разрешения кризиса. Но бывает еще и плохой.
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Link:(Link)
Time:2010-12-26 03:11 pm (UTC)
Мы все умрем :)
(Reply) (Parent) (Thread)


jorian
Link:(Link)
Time:2010-12-26 06:04 pm (UTC)
Ну, это еще тоже довольно приличный расклад...
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Link:(Link)
Time:2010-12-26 10:46 pm (UTC)
В сравнении с "Это где все самоубились, съели друг друга, прогнили, полностью разложились и в таком виде куда-то пошли."? (с) Анна Коростылева, «Цветы корицы, аромат сливы» -- тамошнее определение японского квайдана...
(Reply) (Parent) (Thread)


jorian
Link:(Link)
Time:2010-12-26 11:27 pm (UTC)
Хотя бы.
(Reply) (Parent) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2010-12-26 08:35 am (UTC)
Проблема в том, что на рубеже 60-70-х кризис был внешний - стандартные приемы ревю исчерпали себя в глазах массового зрителя, который все неохотнее голосовал за них иеной, так что финансовое положение корпорации Ханкю стало неустойчивым. Сейчас же, насколько я понимаю, кризис чисто творческий - по деньгам все более-менее путем, вот только вместо богинь на сцене девчонки из соседнего подъезда. А значит, поддерживается установка, что достаточно косметических мер, менять же всю систему не только не нужно, но и опасно.
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Link:(Link)
Time:2010-12-26 03:19 pm (UTC)
То есть жареный петух ныне материального выражения не имеет... И для персоналий с правом решающего голоса принципиально невидим. Это действительно хуже.
Подумав, понял, что вариант мутации под давлением кризиса -- смена формата не статуса, а представления в целом. Хотя оно у нас сидит в жестком каноне, слом которого может быть только завершающим шагом... Или финал -- перерождение татра в целом с обретением иной формы?
В общем, на мой взгляд прототипы новых канонов представления могут проглядывать в сольных видео актрис и малых сценках, вроде ой же "банды четырех".
(Reply) (Parent) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2010-12-26 04:32 pm (UTC)
Жесткий канон - представление на Гранд сцене. Но в последнее время очень поднялся Боу Холл и другие малые сцены, типа Умеды, на которой была премьера ТакаРиДж. Вот там сейчас возможны варианты...
"Банда четырех" же, мне кажется, наоборот - уже вчерашний день. Вспоминается очаровательное мини-ревю на четверых 1990 г Несси + Асадзи + Майонез + Маримо Эри - а в 2000-ные не припомню аналогов...
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Link:(Link)
Time:2010-12-26 10:48 pm (UTC)
О! Тебе определенно виднее, где тенденции более свежи.
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] Роза на память... - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.