?

Log in

No account? Create an account

[icon] Кое-что любопытное про Такарадзуку - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:,
Security:
Subject:Кое-что любопытное про Такарадзуку
Time:06:29 pm
Под катом – мои собственные выводы из ряда сухой статистики, разбавленной старыми фото. Вряд ли что-либо из этого можно прочесть в другом месте – даже по-английски.

Чем больше роюсь в анналах Такарадзуки, тем больше осознаю, какой она проделала путь... Оказывается, тот ее образ, который мы сейчас наблюдаем – продукт относительно недавнего времени.
Начать с того, что в пятидесятые годы лидером труппы считалась kumichou (старейшая актриса труппы), и именно в таком качестве, а не как о топ-звезде, была сделана в 1951 году передача о Касугано Ятиё. На ТакаВики можно увидеть список актрис-kumichou едва ли не с самого начала существования Такарадзуки – но до середины 40-х гг. после имен стоит пометка «неофициально». Значит, только после войны это закрепилось как формальное звание, дающее привилегии. Кстати, что характерно, звание kumichou не делает различий между отокояку и мусумэяками!
Но в 1951 году Ятиё было всего 40 лет – столько, сколько сейчас Тодороки Ю, она была сильна и хороша собой. К тому же система kumichou была оправдана во времена, когда сохранялся разрыв в количестве разных возрастов – если в 20-е годы ежегодно дебютировали десятка полтора актрис, то в 30-е – уже до 60! Впоследствии же, когда эта разница выровнялась, звание лидера труппы сделалось куда более неопределенным, ибо старейшими стали оказываться актрисы, не выделяющиеся ничем, кроме возраста. Лично мне не очень понятно, почему таких не прогоняли (и не прогоняют) в Сэнку в обязательном порядке. На данный момент почти все kumichou трупп – актрисы маленьких ролей, не сделавшие яркой карьеры (за исключением Луны, где из-за не самой умной кадровой политики старейшей внезапно оказалась девушка 1993 года дебюта, т.е. моложе нынешней топ-звезды Сэны Дзюн ;)))).
Поэтому нынешняя система топ-звезд сформировалась, по сути, в противовес системе kumichou. Если список старейших известен нам начиная с 30-х гг, то список топ-звезд – только с семидесятых, причем поначалу нет точной датировки пребывания в сем качестве, а в одном случае на эту должность претендуют одновременно две актрисы. Только к началу восьмидесятых система обретает тот стройный вид, который описан в некогда переведенном мной материале.
Вообще именно семидесятые, насколько я понимаю, стали переломными не только для Такарадзуки, но и для всей японской ментальности. Я не считаю себя знатоком, но именно тогда начали появляться некоторые жанры, ставшие сейчас общими местами аниме-культуры – и в частности, яойная манга. Шло какое-то подспудное переформатирование мозгов, и я не первый год силюсь понять, в чем же оно заключалось... В Такарадзуке же именно тогда появляются первые устойчивые хиты репертуара, которые ставятся почти каждый год то одной, то другой труппой – «Роза Версаля» и «Унесенные ветром». И тогда же появляются «живые легенды» – первый Аксель фон Ферсен Отори Ран, первая Мария-Антуанетта Хацукадзе Дзюн, первая леди Оскар и Ретт Батлер Харуна Юри (единственная, кроме Тодороки Ю, кто ушел с поста топ-звезды не в отставку, а в Сэнку)...

Напрашивается странненький такой вывод: когда-то актрисы мужских и женских ролей были равны в глазах зрителя. Мало того, быть мусумэякой было едва ли не предпочтительнее, ибо это давало возможность быть настоящей дивой и блистать в роскошных нарядах. Мусумэяки с давних черно-белых фото – отнюдь не те кавайные куклы с вытаращенными глазами, которых мы знаем по «Элизабет», «Фантому» и «Вампирской розе», а шикарные голливудские звезды. И в любом случае, женская ли, мужская ли роль – то и другое было противовесом подчиненному положению в замужестве. Любая из актрис Такарадзуки была символом новой Японии.
Но потом мир изменился. Война, причем в случае Японии еще и проигранная – шестидесятые, перевернувшие внешний мир – семидесятые, перевернувшие мозги... И в какой-то момент мусумэякой, женственной женщиной, стало быть НЕПРЕСТИЖНО. Женственность полностью потеряла свою цену, в том числе и в глазах мужчин. А параллельно вместо веяния свободы снова понемногу сформировалась свойственная японскому мышлению жестко-иерархическая система.
Что характерно, по-японски «мусумэ» значит не «женщина», а «дочь». Насколько я знаю, в прежние времена использовался также термин «оннаяку», «женская роль» – но сейчас он давно и прочно вышел из употребления. Вот как воспринимаются сейчас женственные женщины – как маленькие капризные девочки... и если бы, черт возьми, только в Японии! Дошло до того, что ряд «сильных» женских ролей – таких, как Скарлетт, Аида, богиня Аматерасу или леди Оскар из «Розы Версаля» – считается неподходящим для мусумэяк, и их тоже исполняют отокояку!!!
Мысль, подсказанная elshajkina: когда-то и отокояку, и мусумэякам в равной степени хотелось нравиться мужчинам – но мусумэякам это было проще. Сейчас же отокояку ориентируются на женскую аудиторию, а перед мусумэяками в таком случае стоит задача НЕ МЕШАТЬ зрительницам мысленно ставить себя рядом со своим «идеальным героем», не создавать конкуренции своей шикарностью.
Отсюда – слезы и попытки самоубийства после разделения «мальчики налево, девочки направо». Отсюда – очень незначительное количество мусумэяк старше 25 лет. Отсюда же определенный процент молодых отокояку, которых после 4, а то и 6 лет в мужских ролях переводят в женские – это говорит о том, сколько девочек в начале пути пытается замахнуться не на свое. А уж о карьере Мацумото Юри (еще одного члена Совета Директоров, ушедшей в Сэнку в 1974 г.) любая нынешняя мусумэяка может только мечтать... Случай же Ханафусы Мари лишь подтверждает правило.
При этом ярких мужских либо приравненных к ним ролей на всех определенно не хватает. Если в той же «Элизабет» помимо Смертихи есть еще Франц, Лукени и Рудольф, а в разных версиях «Розы Версаля» главными по очереди являются леди Оскар, Андре и Аксель фон Ферсен, то в большинстве оригинальных одноактных японских постановок достойная роль есть в лучшем случае для «следующей».

Итоги? Их пока не будет. Я не могу однозначно сказать, хороша или плоха система топ-звезд. В девяностые она дала всплеск ярких личностей, около двух десятков имен, за фото и видео которых мы теперь так гоняемся. Но в двухтысячные, особенно после неудачных экспериментов с переводом «следующих» и «третьих» в Сэнку...
Сейчас нормальное воспроизводство есть только в труппе Снег – у Мидзу Нацуки опытная «следующая» Аябуки Мао, а дальше стоят еще Отодзуки Кей и небезызвестная Смертячья сестричка Айяна Ото. Есть хорошая «следующая» у Сэны Дзюн в Луне – Кирия Хирому. А вот Одзору Юхи из той же труппы непонятно зачем перевели в Цветок, где она по году дебюта оказалась старше нынешней Матобу Сэй. Если это не попытка подсидеть Матобу, то я уж и не знаю, как это обосновать... других же актрис за Матобу и вовсе не просматривается.
Между Аран Кей из Звезды и ее «следующей» Юдзуки Реон – 8 лет разрыва. Что же до некогда легендарной труппы Космос, то еще в период царствия Вао Йоки она была полностью разгромлена идиотской кадровой политикой и держалась лишь за счет своей «золотой пары». Нынешняя же топ-звезда Космоса Юга Ямато, по сути, сама не более чем «следующая» для непотопляемой Тодороки Ю, которая и не думает сбавлять обороты. Но за спину Тодороки нельзя прятаться до бесконечности, ей ведь уже как минимум 40...
В общем, время покажет. Но мне кажется, что сейчас Такарадзука застыла в несколько неустойчивом положении, и это обещает какие-то новые изменения. И первая ласточка этого, как мне кажется – участившиеся постановки западных мюзиклов, где совершенно другая система распределения ролей...
comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


kolonok
Link:(Link)
Time:2008-08-12 04:53 pm (UTC)
Спасибо!
Очень интересно про них узнавать...
(Reply) (Thread)


tallae
Link:(Link)
Time:2008-08-12 04:56 pm (UTC)
Стараюсь ;))) Хотя в последнее время уже не очень понимаю, для кого. Но надеюсь, что не пропадет.
(Reply) (Parent) (Thread)


lliothar
Link:(Link)
Time:2008-08-19 02:24 pm (UTC)
Есть для кого, Таллэ.
(Reply) (Parent) (Thread)


daddycat
Subject:Интернет очнулся...
Link:(Link)
Time:2008-08-14 06:19 pm (UTC)
Очень интересный в целом виде анализ. Хотя отдельные моменты уже слышал, общая картина с выводом впечатляет.
(Reply) (Thread)


tallae
Subject:Re: Интернет очнулся...
Link:(Link)
Time:2008-08-14 06:52 pm (UTC)
Именно что отдельные моменты - я на статистику по kumichou и на инфу по Харуне Юри напоролась меньше недели назад.
Это хорошо, что у тебя Инет ожил - можно будет новый фрагмент Рондо кинуть ;)))
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] Кое-что любопытное про Такарадзуку - БАЛ В ЧЕТВЕРТОМ ИЗМЕРЕНИИ
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.